ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4»
город Тула
  • Рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации учащихся 5-х классов

    Общие рекомендации

    • Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
    • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
    • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
    • Будьте с детьми вежливыми.
    • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
    • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
    • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
    • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
    • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен. Помните, что с переходом на среднюю ступень обучения у детей начинается кризис 13 лет (с 12 до 14 дет). Необходимо это учитывать при воспитании и обучении.

    Особенности кризиса:

    • Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;
    • Переход от конкретного к абстрактному мышлению;
    • Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству).

    Рекомендации классным руководителям 5-х классов

    1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
    2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
    3. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
    4. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
    5. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
    6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.
    7. Попытаться найти индивидуальный подход к каждому ученику и его родителям.

    Рекомендации учителям–предметникам

    1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы.
    2. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
    3. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
    4. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
    5. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
    6. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
    7. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
    8. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
    9. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
    10. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
    11. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
    12. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
    13 Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
    14. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
    15. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
    16. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
    17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
    18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. (врабатывание-оптимальная-пик-спад).
    19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie