«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля прав-ды в этом утверждении есть, но какое-то оно непол-ное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической по-правке она вполне годится для характеристики сего-дняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».
И что же делать? Логика подсказывает два возмож-ных пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в прин-ципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполага-ет опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, ис-пользуемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возмож-ная и не для всех детей подходящая. Для многих де-тей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внут-ренним источникам активности ребенка подключать-ся, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.
- Интерес к информации (познавательная потребность).
- Интерес к способу действия.
- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
- Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
- Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Избегание наказания (физического или морального).
- Получение материальных выгод и преимуществ.
Внутренних психологических источников учебной мо-тивации существует очень много, и если все их грамот-но задействовать, проблем может стать значительно меньше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поддерживать и формировать интерес к информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков по-старше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрас-тах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.
2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.
3. Использовать детский интерес к людям, органи-зующим процесс обучения
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, по-строения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это мо-жет быть стимулом.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта, как демонстра-тивность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие пре-зентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к уче-бе.
5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем совре-менные курсы литературы, истории, биологии и мно-гих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспи-тании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.
6. Актуализировать творческую позицию детей
С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, твор-ческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.
7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других
Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значи-мость совершаемых усилий на рациональном уровне.
8. Создавать ситуацию успеха и социального признания
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.
9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возрас-та практически незаменимый: если внутренние ис-точники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы мо-жем ожидать от ребенка хороших учебных результа-тов.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.